Отдел сравнительного культуроведения

Одно из «молодых» подразделений Института. Отдел создавался в 1988 году при активном участии бывшего директора Михаила Степановича Капицы и его заместителя Ростислава Борисовича Рыбакова. Хотя история уходит в чуть более отдаленное прошлое и связана с именем известного ученого Бориса Сергеевича Ерасова, который руководил группой сотрудников Отдела Литературы, занимающихся проблемами культуры. Но начинать с расширения этой группы думалось не совсем правильно и было решено создать для этих целей специальный отдел, в который, по разрешению М.С. Капицы, собирались люди со всего Института, чья работа в большой степени касалась проблем, связанных с культурой. Таковыми оказались филологи, историки, лингвисты.

Инициативная группа «вылавливала» соответствующих ученых, увлекая их мечтами о будущем расцвете нового направления в науке о Востоке. Тому способствовало перестроечное настроение, нацеленное на поиски новых подходов, новых смыслов. Более трех десятков человек составили первую организованную структуру и приступили к работе.

Надо сказать, что предметного представления о том, что такое культура, конечно, не было, а предложенное Капицей название «сравнительное культуроведение», требовало своего «материального» наполнения.

Первый этап ярко отмечен именем Б.С. Ерасова. Он начал издавать научный альманах «Цивилизации и культуры», где привлеченные ученые со всей страны своей работой стремились «уточнить» чем же можно и нужно заняться специалистам культурологам. Вышло три выпуска альманаха, но четвертый, уже подготовленный к изданию, из-за кончины главного редактора остался неопубликованным. Только к юбилею Бориса Сергеевича в 2017 году удалось издать отдельные статьи Альманаха, которые оказались вполне актуальными для нашего времени.

На втором этапе основное внимание сосредоточилось на исследовании ключевых концептов культуры. Ш.М.Шукуров начал издавать внушительные тома с участием не только сотрудников отдела, но и ученых других учреждений науки Москвы и даже из-за рубежа. Таковы серия «Око» (вышло 11 книг, среди которых «Совершенный Человек», «Образ Храма», «Чужое: опыты преодоления»), серия «Теория истории искусства» и серия книг по византинистике.

Третий этап ознаменовался началом публикации с 2008 года периодического издания ИВ РАН «Историческая психология и социология истории» (главные редакторы А.П. Назаретян и Ю.В. Любимов). Журнал зарегистрирован в Роспечати. В нем публикуются как статьи сотрудников Института, так и работы исследователей страны и даже других стран.

За это время определилось и основное направление работы Отдела – исследование «пограничных состояний культуры». Особенности межпоколенных, межкультурных и межцивилизационных отношений дают наибольшие возможности для сравнительного культуроведения в ретроспективном и перспективном аспектах.

В Отделе в разное время работали замечательные ученые, создавшие фундамент для востоковедной науки, но, к сожалению, скончавшиеся. Выдающиеся китаисты Игорь Самойлович Лисевич и Григорий Александрович Ткаченко, японистка Татьяна Петровна Григорьева, индолог Владимир Николаевич Романов, культуролог Борис Сергеевич Ерасов, вьетнамист Павел Владимирович Познер, кореистка Светлана Георгиевна Нам, буддолог Владимир Иванович Корнев и многие другие.

И сейчас в Отделе трудятся замечательные ученые Светлана Викторовна Прожогина, Шариф Мухаммедович Шукуров, Акоп Погосович Назаретян, Петр Анатольевич Куценков и другие.

Отдел сравнительного культуроведения работает по направлению "Культурное наследие и литература народов Востока", но при этом основной акцент сосредоточен не столько на «внутреннем» устроении локализованных сфер культуры, сколько на культурно-исторических и общественно-политических взаимосвязях народов Востока, Востока и Запада, включая и Россию. Именно соприкосновение культурных пространств - как этнических, так и национальных - характерная черта истории человечества, особенно в эпоху глобализации. И именно оно создает то культурное своеобразие, которое мы называем «культурным наследием». Сравнительно-исторический метод позволяет изучать процессы развития, выявлять закономерности культурных изменений. Это будет наиболее перспективным направлением исследований.

Отдел продолжает изучение истории и теории культуры во временном и пространственном, традиционном и индивидуальном, локальном и глобальном аспектах. Но в то же время осуществляет экспертное сопровождение различных национальных проектов как в концептуальном, так и практическом аспектах, в том числе по заказам государственных органов России и зарубежья.

Отдел также проводит исследования по психологии и философии творчества, по истории и теории искусства, истории ментальности Востока и Запада. В своей работе он охватывает материал всего временного спектра мировой истории: от первобытной доистории до сугубой современности, от реконструкции первобытного мышления до проблем психологии, литературоведения и архитектуроведения XX-XXI веков.

Сложились следующие направления работы, отражающие специфические горизонты ориентированной исследовательской работы:

  1. Теория и методология сравнительного изучения культур (разрабатываются основные категории культуры Востока в философско-антропологическом, сравнительно-историческом аспекте, философии и аналитической антропологии становления и существования/присутствия в истории, поэзии, изобразительном искусстве, архитектуре).
  2. История культуры и религии (исследуются специфические особенности развития и цивилизационного взаимодействия региональных культур, проблемы культурного синтеза на примере литературы и искусства).ного творчества франкоязычных арабов,.
  3. Византийские исследования (рассматривается значение византийского наследия, как связующего звена между культурами Востока и Запада).
  4. Цивилизационные исследования (исследование межцивилизационных отношений как отношений между большими социокультурными пространствами, так и инкорпорирующимися в систему устоявшейся социокультурной среды отдельных социальных групп. изучаются факторы прогностического измерения Универсальной истории. Особое внимание уделяется «пограничным» межцивилизационным состояниям, наиболее актуальным в глобализационных процессах современности, связанных с нтеграцией мобильных групп населения (мигранты)).

Научная жизнь в Отделе организуется работой постоянно действующего методологического семинара по теории культуры. В его работе принимают участие не только все сотрудники Отдела, но также ученые других подразделений Института и иных учреждений. Обсуждение докладов дает значительный материал, который может стать весьма ценным для дальнейшей разработки не только проблем культурологии, но и других гуманитарных исследований в разных областях востоковедения. В 2013 году издан первый сборник «Сравнительное культуроведение: в поисках точки отсчета» (отв. редактор Куценков П.А.).

Ещё одной важной вехой исследовательской работы можно назвать организацию и проведение Круглых столов по актуальным культурологическим проблемам. В частности, проведены Круглые столы по проблемам мультикультурализма (2011год), «Традиция и модернизация: динамики культурных изменений» (2013 год), «Культура и политики: проблемы взаимосвязи» (2016 год), «Национальная культура в транснациональном пространстве» (2018 год). С 2017 года сборники материалов этих мероприятий в виде специально подготовленных статей стали выходить в серии Трудов Института востоковедения. Выпуск «Культура и политика: проблемы взаимосвязи» вышел в 2017 году (отв.редактор Любимов Ю.В.), в 2018 году подготовлен выпуск «Национальная культура в транснациональном пространстве».

Контактная информация:
Тел.: 8(495)628-35-43
E-mail:  culture@ivran.ru


Сотрудники подразделения >>


Новости подразделения

Г.н.с. Отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН д.ф.н., проф. С.В. Прожогина получила поздравление с днем рождения от посольства Королевства Марокко 17 ноября 2016 года
Г.н.с. Отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН д.ф.н., проф. С.В. Прожогина получила поздравление с днем рождения от посольства Королевства Марокко
Текст письма прилагается ниже

Круглый стол «Политика и культура» 9 ноября 2016 года
Круглый стол «Политика и культура»
В Отделе сравнительного культуроведения состоялся уже не первый за последние годы «Круглый стол» на тему «Политика и культура». Модератор – д.ф.н., г.н.с., проф. Прожогина Светлана Викторовна.

Презентация книги «Хорасан. Территория искусства» 7 июня 2016 года
Презентация книги «Хорасан. Территория искусства»
В понедельник 30 мая состоялась презентация книги Ш.М. Шукурова «Хорасан. Территория искусства», изданной издательством «Прогресс-Традиция».

Благодарность за организацию I Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» получила С.В. Прожогина 20 февраля 2016 года
Благодарность за организацию I Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» получила С.В. Прожогина
главный научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН, д-р филол. наук профессор

Новые статьи

Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве (дерганье за бороду)
Виноградов Андрей Юрьевич, Ендольцева Екатерина Юрьевна
Статья посвящена проблеме интерпретации сцены, в которой один персонаж тянет за бороду другого или два персонажа дергают за бороды друг друга. География рассматриваемых сцен достаточно широка (Западная Европа, Кавказ и Закавказье, Албания), хронологические рамки – с VI по XII в. В результате проведенного исследования удалось идентифицировать некоторые изображения (“Сон Иосифа”, иллюстрация к одному из эпизодов апокрифических “Деяний Иоанна”) и определить круг их возможных значений.
Горизонты изучения литератур Востока и Африки: живая традиция и новые перспективы

Полевые исследования в Стране догонов
В марте 2015 г. и в январе 2016 г. я предпринял две экспедиции в Республику Мали на Плато Догон (регион Мопти). Целью экспедиций было исследование эволюции традиционной культуры догонов в XXI в. и сбор коллекции предметов материальной культуры и традиционного изобразительного искусства догонов для МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, СПб.). Исследования проводились на юге региона Мопти в деревнях Энде, Кани-Бонзон (Кани На), Кани Комболе и Багуру (р-н Банкасс), в деревне Семари (Самари) в р-не Дуэнца, а также деревнях Тинтан (Тинтам), Уме и Догани (р-н Бандиагара)
Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644–1911)
Годы правления в Китае маньчжурской династии Цин отмечены работой при пекинском дворе католических миссионеров (прежде всего иезуитов) и появлением китайско-европейского художественного рынка. Знамением времени стало появление в цинском искусстве и ремесле ряда европейских технологий, например росписи эмалевыми красками по металлу, стеклу и фарфору. Были адаптированы и новые жанры – костюмированный портрет и натюрморт (цзинъу-хуа). Диалог Китая и Европы эпохи Просвещения породил пограничные явления в культуре каждой из сторон, нашедшие выражение в феномене шинуазри, и способствовал возникновению художественных решений, адекватно увидеть которые можно лишь в зеркале двух цивилизаций. К пограничным явлениям относится цинский антикварный натюрморт “бай гу”, составивший аналогию европейскому натюрморту на тему Vanitas (“Сует/Тщеславий”).
Японская национальная культура и японская идентичность в работах философов ХХ в.
В конце ХХ в. в Японии и на Западе прошли итоговые конфе-ренции по проблеме японской культурной идентичности (НР/НБР). Они выявили недостаточность упрощённого дихотомического подхода к проблеме понимания национальной идентичности, подвергшегося обоснованному критицизму со стороны крупных учёных-культурологов, таких, как Сугияма-Лебра Такиэ и Хамагути Эсюн. В связи с этим был представлен подробный анализ концепции культуры крупнейшего философа Японии Нисиды Китаро (1870–1945).

Сайт подразделения
Отдел сравнительного культуроведения: culturology.ivran.ru

Юрий Васильевич Любимов

руководитель отдела
кандидат исторических наук


Телефон: +7 495 628-3543

E-mail: imago-liu@yandex.ru

Книги подразделения...

ВИДЕОАРХИВ ИВ РАН