Отдел истории и культуры Древнего Востока
Сотрудники Отдела ведут междисциплинарные исследования, работают на стыке гуманитарных и естественных наук: изучают древние культурные памятники; занимаются анализом в области филологии и текстологии, переводят и исследуют древние памятники письменных культур. Для группы сотрудников основным объектом исследовательского интереса является текстовое наследие древнего и раннесредневекового Востока. При этом понятие «текстовое наследие» трактуется предельно широко, в него включаются и памятники дописьменных культур, и предметы изобразительного искусства, и краткие речевые формулы, и сохранившиеся эпиграфические тексты. Изучаются и многие жанры словесности в древности:, хроникально-исторические, религиозно-философские, канонические, пост-канонические и паломнические тексты, а также произведения художественно-литературной мысли. Кроме того, сотрудники изучают и более широкие проблемы государства и общества на Древнем Востоке.
Научные сотрудники Отдела трудятся преимущественно в рамках программ «Культура, языки, литература, памятники народов Востока», которую в Институте курирует член-корр. РАН, д.филол.н., проф. В.М. Алпатов, и «Общее и особенное в эволюции различных форм экономической, социальной, политической и идеологической жизни древних и средневековых обществ Востока и Северной Африки». Сотрудники проводят исследования и в рамках ещё одной общеинститутской программы – «Культурные, религиозные и этнические факторы в локальных и глобальных процессах современности» (подпрограммы «Культурное наследие и современность», «Религия в исторической перспективе и в современном мире», «Теоретические и практические аспекты взаимоотношения языка и культуры», «Литературный процесс в контексте культуры», «Памятники письменности в контексте историко-культурных процессов», «Языкознание»).
Если названные программы и подпрограммы применить непосредственно к проектам и трудам сотрудников Отдела истории и культуры Древнего Востока, то можно выделить следующие направления деятельности. Традиционными являются: (1) исследование мифологического и религиозно-философского наследия, а также ритуально-культовых особенностей древневосточных народов, (2) изучение проблем отношения текста и культуры, исследуемых на стыке разных гуманитарных дисциплин (лингвистики, семиотики, психологии, когнитивистики), (3) анализ общественного устройства государств на древнем Востоке, (4) изучение древневосточных памятников материальной культуры, (5) раскрытие механизмов взаимодействия и взаимообогащения различных культур древности, (6) изучение порождающих механизмов и функционирования древних сакральных текстов; разработка проблемы смены религиозной парадигмы, (7) комментированный перевод письменных памятников восточных культур (в том числе с публикацией оригиналов).
Это общий, но далеко не полный перечень направлений научного творчества сотрудников Отдела. К нему можно добавить такие мало исследованные области, как (8) изучение проблемы формирования иконографических канонов и концепции теории изобразительного искусства в древних (санскритских) трактатах, (9) применение новых методик в изучении комплексов памятников древних бесписьменных культур, (10) первый в мировой египтологии опыт реконструкции начал древнеегипетской цивилизации на основе обширной естественнонаучной информации, (11) углублённое изучение вопросов этнической истории и этнолингвистики, (12) занятие проблемами взаимоотношений оседлого и кочевого населения с точки зрения археологии и этнографии, (13) проведение археологических раскопок в Йемене, в Крыму, Таджикистане.
Новизна и актуальность задач, решаемых ведущими специалистами Отдела (а таковыми можно назвать практически всех), заслужили не только отечественное признание (научная деятельность каждого сотрудника может расцениваться как уникальная для России). О международном признании наших трудов можно с уверенностью судить как по наградам и званиям, полученным сотрудниками за рубежом, так и по частоте приглашений из-за границы в экспедиции, на конференции, на работу в институты.
Новости подразделения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новые статьи
Akalanka Bhaṭṭa and his Rājavārttika: An Example of Textual Transmission in the Digambara Philosophical Commentary Tradition
It is a truth universally acknowledged that the trajectory of the formation and development of philosophical thought in the territory of the Indian subcontinent had quiet a particular vector.Предварительные результаты подводно-археологического обследования акватории Северной стороны г. Севастополя (м. Константиновский – устье реки Бельбек).
Исследования выполнялись участниками совместной подводно-археологической экспедиции Института востоковедения РАН и Севастопольского государственного университета (Работы проводились при финансовой поддержке гранта РГО Договор №15/2017-И от 11 сентября 2017 г.). В ходе подготовки к проведению полевого сезона 2017-2018 гг. участниками экспедиции был проведен сбор и анализ источников, фондовых и литературных материалов, геоморфологических данных по району исследования.Рецензия на: Под небом Южной Азии. Хула и хвала: коммуникативные модальности исторического и культурного своеобразия / Рук. проекта И.П. Глушкова; отв. ред. Е.Ю. Ванина. М.: Наука – Вост. лит., 2017. 927 c.: ил. ISBN 978-5-02-039789-7
К вопросу о счете времени в Средней Азии
В работе исследуются календарные и астрономические представления киргиз-казаков, узбеков и горных таджиков, свидетельствующие об использовании лунно-звездного календаря, в котором продолжительность месяца измерялась с помощью наблюдения соединений Луны с Плеядами. Показано, что данный календарь ни в чем не уступал лунно-солнечному календарю, хотя для земледельцев он был столь же неудобен, поскольку начало года в нем приходилось на разные даты солнечного календаря. На основании того, что у горцев Памира лунно-звездный календарь сохранился хуже всего, выдвинуто предположение, что изначально он был изобретен кочевниками-скотоводами.Кавказ и степь на рубеже эпохи поздней бронзы и раннего железа
Сны матери Джины по «Кальпа-сутре» Бхадрабаху: житие Джины Махавиры и первая джайнская икона аягапатта
В истории культуры в разные времена имплицитно и эксплицитно возникает проблема соотношения видимого образа и невербализуемого смысла. В современном мире эта проблема конкретно упирается в задачу создания информационной графики, которая могла бы визуализовать процессы, не существующие в зримой форме. При этом и в современной, и в древней культуре проблема состоит, с одной стороны, в том, как свернуть, спрессовать информацию, с другой, как ее развернуть, если она дана в нерасчлененном виде и несет множество смыслов.Ахеменидский Иран и Южный Урал в V–IV в. до н.э.
В статье рассматривается вопрос о причинах попадания ахеменидских престижных ценностей на Южный Урал. Анализируя попытки объяснить это явление долговременными военно-политическими контактами Ахеменидов и кочевников Южного Урала на протяжении V-IV вв. до н.э., автор приводит дополнительные аргументы в пользу того, что ахеменидские вещи проникали в рассматриваемый регион двумя волнами: первая была связана с участием южноуральских номадов в подавлении египетского восстания Инара в 456-454 гг. до н.э., а вторая – с бурными событиями, последовавшими за гибелью ахеменидской державы и завоеванием Средней Азии Александром Македонским.Сайт подразделения
Отдел истории и культуры Древнего Востока: ancient.ivran.ru

Евгения Борисовна Смагина
руководитель отдела, старший научный сотрудник
кандидат филологических наук
Телефон: +7 495 621-7144
E-mail: ancient@ivran.ru
Книги подразделения...

Гиза. Восточный некрополь IV

Японский феномен глазами российских японоведов

Джайнизм: энциклопедический словарь
