Сотрудники Института востоковедения РАН

Другов
Алексей Юрьевич

доктор политологических наук

Центр изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании

главный научный сотрудник, член ученого совета ИВ РАН
 

Образование:

В 1960 г. окончил Московский Государственный институт международных отношений. Специальность: "международник-референт по странам Востока". Сотрудник ИВ РАН с 1991 г.

Преподавание:

Институт стран Востока: "Индонезийский язык. Теория и практика перевода (политическая тематика)"; "Индонезийский язык. Теория и практика перевода. (экономическая тематика)"; "Индонезия. Страноведение"; "История ЮВА".

Научные интересы:

Проблемы политической истории Индонезии и региона ЮВА. Ведущий специалист в области индонезиеведения, признанный глава современной отечественной школы изучения политических процессов в Индонезии.


Член диссертационного совета ИВРАН, член Ученого совета ИВ РАН, член редколлегии сборника "Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития"
 

Список основных научных публикаций

  1. Другов А.Ю. Индонезия от начала организованного национального движения до завоевания независимости. Индивидуальная монография.
  2. Другов А.Ю., Куликова М.О. Индонезия в 2009 г.: две выборные кампании и их эпилог. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Вып. XIV. – М.: ИВ РАН, 2010. – С. 79-105.
  3. Другов А.Ю. Трудные дороги независимой Индонезии. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность, № 4, 2010. – С. 74-85.
  4. Другов А.Ю. Светские истоки этноконфессиональных конфликтов в Индонезии. // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Юго-Восточной Азии: история и современность, сборник статей, МГУ им. М.В. Ломоносова, ИСАА. – М., 2011. – С.132-155.
  5. Другов А.Ю. Индонезийская элита в период реформ (1998-2009 гг.). // Элиты стран Востока, ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр изучения совр. проблем Юго-Восточной Азии и АТР. – М., 2011. – С.161-177.
  6. Другов А.Ю. Индонезия на грани столетий (1997-2006 гг.). – М.: ИВ РАН, НОЧУВПО Институт стран Востока, 2011. – 318 с.
  7. Другов А.Ю. Религия, общество и власть в современной Индонезии. – М.: ИВ РАН, Институт стран Востока, 2014. – 326 с.
  8. Другов А.Ю. Индонезия в 2012 г.: события и тенденции. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XX. – М.: ИВ РАН, 2013. – С. 148-182.
  9. Другов А.Ю. Обеспечение основных прав человека в современной Индонезии // Страны Юго-Восточной Азии и Запад: многообразие форм взаимодействия. История и современность. / М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки. Губеровские чтения. Вып. 3. – М.: Тезаурус, 2013. – С.109 -122.
  10. Другов А.Ю. Индонезийский национализм – испытание демократизацией. // Азия и Африка сегодня. № 4, 2014. – С.16-23.
  11. Другов А.Ю. Индонезия – опыт перестройки. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 1, 2014. – С. 66-78.
  12. Другов А.Ю. Индонезия в преддверии двух избирательных кампаний // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XХII. – М.: ИВ РАН, 2014. – С. 27-61.
  13. «Религия, общество и власть в современной Индонезии», М., ИВ РАН, Институт стран Востока, 2014, 326 с.
  14. Рецензия на книгу «Актуальные проблемы региональной безопасности современной Азии и Африки», Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2014. № 4. с. 66-78
  15. Вступительная статья (с. 5-11). Комментарии. Примечания в книге, В.М. Арнольди «По островам Малайского архипелага. Впечатления и наблюдения», М. Минувшее Архивариус, 2014 г. 266 с.
  16. Глава 1. традиции и реформы в современной Индонезии (Часть 2. власть и общество в странах ЮВА на современном этапе) // Власть и общество в странах Юго-Восточной Азии. История и современность: Коллективная монография / МГУ им. М. В. Ломоносова. ИСАА – М.: Языки Народов Мира :ТЕЗАУРУС, 2015. с. 158-181.
  17. Индонезия. 70 лет борьбы, преодоления и развития // Азия и Африка сегодня, 2015, №7. С. 9-15
  18. Индонезия: выборы 2014 года // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2015. № 2. С. 100-110
  19. Индонезия в 2014 г. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XХIХ, 2015, с. 58-92
  20. Индонезия. Единство в многообразии в эпоху реформ // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Выпуск XXVIII, 2015.
  21. Коррупция в Индонезии: болезнь и ее лечение // Мировой опыт борьбы с коррупцией. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл», М., 2014. С. 46-57.
  22. Статьи для «Российской энциклопедии» (интернет-вариант)- «Джоко Видодо», «События 30 сентября 1965 года», «Сукарно», «М. Сукарнопутри», «С.Б. Юдойоно», «Сухарто», дополнения к статьям «Индонезия», «А.Вахид»
  23. Россия и Индонезия – общность интересов // Материалы Научной межинститутской конференции «Интересы России в АТР и перспективы отношений Россия-АСЕАН», 13 апреля 2016, [Отв. ред.-сост. Астафьева Е.М.] М., ИВ РАН, 2016 , с. 47-56
  24. Индонезийская демократия: экзамен на зрелость // Журнал «Восток» №3, 2016, с.116-126.
  25. Индонезия в 2015 г.// Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып.ХХХ, с.30-64
  26. Что показал теракт 14 января 2016 г. в Джакарте? // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып.ХХХ1, с.19-33.
  27. Индонезия: судьбы национальной идеологии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXII (№ 32, 2016), с. 50-70
  28. Индонезия: реакция на перемены в США // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск ХХХIV, М. 2017. С.115-130
  29. Абдуррахман Вахид – четвертый президент Индонезии: ислам и демократия совместимы // «Восток» (Oriens) № 4, 2017. С.85-91
  30. Индонезия: что показали выборы в Джакарте // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XXXVI, M. 2017. (в печати)

Участие в конференциях

  1. Научная межинститутская конференция «Юго-Восточная Азия в 2013 г.: актуальные проблемы развития», Москва, ИВ РАН, доклад «Индонезия 2013»
  2. Международная конференция, посвящена памяти Хакимова, Уфа, декабрь 2014 г., доклад «Религиозная ситуация в Индонезии», доклад «Религиозная ситуация в Индонезии»
  3. Международная научно-практическая конференция Губеровские чтения «Власть и общество в странах Юго-Восточной Азии. История и современность», ИСАА МГУ, ок. 100 участников, 11 марта 2015 г., Доклад «Современные концепции власти в Индонезии и традиционные факторы».
  4. Ежегодная научная межинститутская конференция «Юго-Восточная Азия и ЮТР: актуальные проблемы развития», Москва, ИВ РАН, 29 апреля 2014, 60 участников. Доклад «Индонезия в 2014 г.»
  5. Научная межинститутская конференция «Новые тенденции политики США в Восточной, Юго-Восточной Азии и Южнотихоокеанском регионе», Москва, ИВ РАН, 25 ноября 2015, 40 участников. Доклад «Политика США в восприятии Индонезии»
  6. Научная межинститутская конференция «Интересы России в АТР и перспектива отношений России и АСЕАН», 13 апреля 2016 г., Москва, ИВ РАН, доклад « Россия и Индонезия: общность интересов»
  7. Вторая научно-практическая конференция «Власть и насилие в незападных обществах», НИУ ВШЭ, 26 мая 2016, 218 участников, 1 иностр., доклад «Власть, общество и насилие в Индонезии». 0,5 а.л. 26 мая 2016 г. Москва.
  8. Ежегодная научная межинститутская конференция «Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион: актуальные проблемы развития», 16 декабря 2016 г., Москва, ИВ РАН, доклад Политические тенденции в Индонезии в 2016 г. Конференция по проблемам ЮВА в ИВ РАН
  9. Круглый стол «Индонезийская армия в период реформ», 23 марта 2016 г., Москва, ИВ РАН, основной доклад
  10. Научная межинститутская конференция «Новые тенденции и перспективы экономического и политического сотрудничества стран ЮВА с Россией, Китаем и США», 12 апреля 2017 г. , ИВ РАН, доклад «Индонезия: реакция на перемены в США»
  11. Ежегодная Научная межинститутская конференция «Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион: актуальные проблемы развития», 13 декабря 2017, ИВ РАН, доклад «Трактовка событий 30 сентября 1965 г. в Индонезии - непреходящая актуальность»
  12. Всероссийская научно-практическая конференция Губеровские чтения «Страны ЮВА: традиции и современность (история, политика, экономика, культура)», Москва, ИСАА МГУ, 4 октября 2017, 40 участников, доклад «Индонезия–2017. Религия и политика»

Другов Алексей Юрьевич
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 74

Цитирований в РИНЦ: 100

Индекс Хирша: 4

Новые статьи

Вашингтону не всё равно: американцы шантажируют российских партнеров
… Как сообщил «Известиям» глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, Россия отрицательно расценивает любые попытки США вмешаться в военно-техническое сотрудничество Москвы и Джакарты.
Индонезийская армия и демократические реформы
С падением в 1998 г. военно-авторитарного режима индонезийская армия утратила доминирующие позиции, которыми она официально располагала в политической системе страны. Поправки в конституции, внесенные в 1999-2002 гг., создали правовую основу для демократизации политической жизни. Но вследствие разобщенности политических партий, коррупции в госаппарате армия сохранила существенное влияние в гражданских структурах вплоть до деревенских общин. Этому способствует и существенная угроза исламского радикализма, когда армия воспринимается как одна из наиболее надежных опор противодействия этому злу. Есть опасения, что военные, недовольные демократическими реформами, будут расширять свое политическое участие. Президент Джоко Видодо предпринимает некоторые шаги, чтобы предотвратить такое развитие событий.
Индонезия: что показали выборы губернатора в Джакарте
В ходе кампании по выборам губернатора в столице Индонезии в 2016-начале 2017 гг. определенные партии и политические деятели Индонезии апеллировали к радикально-исламистским и ксенофобным настроениям части населения, чтобы добиться избрания своего кандидата и упрочить свои позиции в предвидении президентских выборов 2019 г. При этом отмечалась недостаточная активность ряда партий правительственной коалиции, и основную политическую роль в сохранении стабильности приняла на себя армия.Встревоженное успехом оппозиции на выборах в столице правительство президента Джоко Видодо приняло ряд мер, включая президентский указ о порядке роспуска общественных организаций, нарушающих законы. Распущена радикальная исламистская организация Хизбут Тахрир Индонесиа.
Индонезия: реакция на перемены в США
Реакция в Индонезии на избрание Д. Трампа президентом США и его программу была двойственной. С одной стороны, его девиз «Америка превыше всего» как будто бы служит залогом, что Вашингтон откажется от насаждения угодных ему режимов в других странах под предлогом внесения демократии. Вместе с тем, в Джакарте опасаются, что в этой ситуации Америка перестанет быть противовесом китайскому влиянию в регионе, а экономический курс Д.Трампа приведет к сокращению притока американских инвестиций и американского импорта. В этих условиях в Индонезии преобладает мнение, что необходимо диверсифицировать политические и экономические связи страны, создавать более благоприятный инвестиционный климат, укреплять оборонный потенциaл, в особенности, на морях. Это открывает дополнительные объективные возможности для развития российско-индонезийских связей.
ИНДОНЕЗИЯ: СУДЬБЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ
Пять принципов национальной идеологии Индонезии панча сила – вера в Единого Бога, справедливый и цивилизованный гуманизм, единство Индонезии, народность (демократия), основанная на принципе консультаций и представительства, социальная справедливость для всего индонезийского народа – были сформулированы и включены в преамбулу Конституции страны в 1945 г. При Сукарно, первом президенте Индонезии, панча сила служила орудием достижения национального единства при сохранении известного идейного плюрализма. В условиях авторитарного режима «нового порядка» (1966 – 1998) она стала единственной разрешенной идеологией в интерпретации правящей армии. С началом демократических реформ в 1998 г. панча сила сохранила роль национальной идеологии и в ряде случаев используется консервативными кругами, в особенности, военными, чтобы оспаривать демократические поправки, внесенные в основной закон.
Индонезийская демократия: экзамен на зрелость
Близится к концу второе десятилетие демократических реформ в Индонезии, начавшихся в 1998 г. с падением военного режима “нового порядка”, правившего страной в течение 32 лет, начиная с 1966 г. Об итогах этих реформ написано много, и в целом они получают заслуженно высокие оценки, учитывая, что им предшествовал ряд десятилетий авторитаризма, наложившего глубокий отпечаток на политическую культуру и психологию общества. Это касается институциональной сферы, прежде всего конституции, которая в течение долгого времени считалась сакрально неприкосновенной. В 1999–2002 гг. были приняты четыре пакета поправок, значительно расширивших гражданские права индонезийцев, прерогативы выборных законодательных органов; внесена специальная глава о правах человека, ограничена ранее практически беспредельная власть президента, армия формально лишена политической автономии, которой она пользовалась в предыдущий период. Можно говорить о достаточной степени свободы слова и печати, которая в Индонезии называется открытостью (аналог гласности). В стране фактически не осталось лиц и институтов, пользующихся иммунитетом от критики СМИ.
ИНДОНЕЗИЯ В 2015 ГОДУ
Позиции кабинета президента Джоко Видодо существенно укрепились вследствие раскола в партиях парламентской оппозиции и перехода некоторых из них к поддержке правительства. В то же время в рядах армейского генералитета еще явственнее обозначилась тенденция к занятию позиций автономной политической силы, активно участия в невоенных сферах. Правительство ставит своей задачей борьбу против религиозного радикализма, однако на низовом уровне радикалы нередко пользуются попустительством властей. В условиях напряженности в Южно-Китайском море Индонезия стремится к сохранению равноудаленности от США и Китая. Темпы экономического роста в 2015 г. несколько замедлились. Одна из задач - правительства - преодоление неравномерности в экономическом и социальном развитии регионов, а также сохранить нейтралитет в ближневосточном конфликте.
ЧТО ПОКАЗАЛ ТЕРАКТ 14 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА В ДЖАКАРТЕ?
Взрыв в центре Джакарты не был первым терактом в независимой Индонезии, но теперь он был организован ИГИЛ, выступающим как суверенное государство, располагая собственной территорией. Не участвуя в многосторонних действиях против ИГИЛ, правительство готово к сотрудничеству с другими странами, включая обмен развединформацией. Аналитики и официальные лица в Индонезии считают, что силовых мер недостаточно, чтобы противостоять влиянию ИГИЛ, которое питается социальной несправедливостью, коррупцией. Необходимо взаимодействие силовых структур и умеренных мусульманских организации в противодействии радикализации мусульманской общины.